ЭРАЗИСТРАТ

Эразистрат родился в городе Юлиде на острове Кеос, расположен­ном в непосредственной близости от греческого материка. Вероятно, дядя-медик побудил его отправиться в Александрию, где Эразистрат заслужил большое уваже­ние, будучи личным врачом царя. Рассказывают, что однажды, по желанию царя, он обследовал его сына, прин­ца Антиоха, заболевшего загадочной болезнью, однако не мог обнаружить ничего, что объясняло бы болезнь. Неожиданно в комнату вошла красавица Стратоника, рабыня царя, и тут врачу сразу стал ясен диагноз: по по­ведению принца и его пульсу, который Эразистрат как раз в это время изучал, он заключил, что принц влюблен в Стратонику и что именно это и привело принца к болез­ни. Врач рассказал об этом царю и склонил его положить конец страданиям сына, отдав ему красавицу...

Эразистрат интересовался важнейшими вопросами анатомии. Особо тщательно старался он исследовать головной мозг человека, и только в преклонном возрасте ему удалось обнаружить место выхода чувствительных нервов и пополнить, таким образом, сведения о назначе­нии и сущности нервов. Один из римских писателей рассказывал позднее, будто бы Эразистрат с этой целью совершал вивисекции над осужденными преступниками. Однако доказательств такого утверждения нет, и оно скорее всего является выдумкой.

Выдающийся историк медицины Пушман подчеркива­ет, что из древних врачей Эразистрат был первым, представления которого о физиологии приближались к современным. Эразистрат называл природу искусницей, считал ее заботливой и соответствующей своему назначе­нию, однако, наподобие врачей последующих столетий, он всегда был готов объявить ненужным орган, значение которого не мог постичь. Так поступил он с селезенкой.

У него не было стремления к «научной любознательности», желания проникнуть в тайны природы, чего как раз и требует работа медика-естествоиспытателя, особенно физиолога. Он считал, что врачу незачем знать, откуда и для чего образуется сок, образуется ли, например, желтая желчь в желудке или поступает туда с пищей, — все это-де его не касается. Он учил, что человеческое тело состоит из неизменяющихся частиц — из крошечных, твердых, бесчувственных и первоначально безжизненных атомов, которые оживают только под воздействием тепла, поступающего извне. Он утверждал, что врожденной теплоты не существует. Не соглашаясь с этой теорией Гиппократа, он не соглашался и с другими его взглядами, отвергая учение о четырех свойствах.

Похожие материалы:

Руф

Гален

Анатомия средневековья

Леонардо да Винчи