ЭРАЗИСТРАТ
Эразистрат родился в городе Юлиде на острове Кеос, расположенном в непосредственной близости от греческого материка. Вероятно, дядя-медик побудил его отправиться в Александрию, где Эразистрат заслужил большое уважение, будучи личным врачом царя. Рассказывают, что однажды, по желанию царя, он обследовал его сына, принца Антиоха, заболевшего загадочной болезнью, однако не мог обнаружить ничего, что объясняло бы болезнь. Неожиданно в комнату вошла красавица Стратоника, рабыня царя, и тут врачу сразу стал ясен диагноз: по поведению принца и его пульсу, который Эразистрат как раз в это время изучал, он заключил, что принц влюблен в Стратонику и что именно это и привело принца к болезни. Врач рассказал об этом царю и склонил его положить конец страданиям сына, отдав ему красавицу...
Эразистрат интересовался важнейшими вопросами анатомии. Особо тщательно старался он исследовать головной мозг человека, и только в преклонном возрасте ему удалось обнаружить место выхода чувствительных нервов и пополнить, таким образом, сведения о назначении и сущности нервов. Один из римских писателей рассказывал позднее, будто бы Эразистрат с этой целью совершал вивисекции над осужденными преступниками. Однако доказательств такого утверждения нет, и оно скорее всего является выдумкой.
Выдающийся историк медицины Пушман подчеркивает, что из древних врачей Эразистрат был первым, представления которого о физиологии приближались к современным. Эразистрат называл природу искусницей, считал ее заботливой и соответствующей своему назначению, однако, наподобие врачей последующих столетий, он всегда был готов объявить ненужным орган, значение которого не мог постичь. Так поступил он с селезенкой.
У него не было стремления к «научной любознательности», желания проникнуть в тайны природы, чего как раз и требует работа медика-естествоиспытателя, особенно физиолога. Он считал, что врачу незачем знать, откуда и для чего образуется сок, образуется ли, например, желтая желчь в желудке или поступает туда с пищей, — все это-де его не касается. Он учил, что человеческое тело состоит из неизменяющихся частиц — из крошечных, твердых, бесчувственных и первоначально безжизненных атомов, которые оживают только под воздействием тепла, поступающего извне. Он утверждал, что врожденной теплоты не существует. Не соглашаясь с этой теорией Гиппократа, он не соглашался и с другими его взглядами, отвергая учение о четырех свойствах.
Похожие материалы: