АКЦЕЛЕРАЦИЯ

Акцелерация — ускорение темпов физического и умственного развития подрастающего поколения. Она замечена еще в прошлом столетии, но особенно резко выражена в послед­ние 45—50 лет. Она начинается еще во внутриутробном периоде. За последние 100 лет длина новорожденных возросла на 5—6 см из них за последние 30 лет — на 2—2,5 см. За последние 10—15 лет количество новорожденных весом от 3 до 4 кг увеличилось с 20 до 45%.

Значительно больше стало новорожденных весом в 4 и более кг, а за 30 лет средний их вес возрос на 0,5 кг. Физическое разви­тие новорожденных зависит от здоровья и роста матери и более позднего деторождения.
Не исключено, что на акцелерацию влияют физические фак­торы (радиоволны, электромагнитные поля в биосфере, солнечное излучение), но основная причина акцелерации — социальные усло­вия жизни: увеличение городского населения, улучшение питания, жилых и школьных помещений, повышение материального благо­состояния, изменения характера брака и семьи, совершенствова­ние охраны здоровья матери и ребенка, профилактика болезней и повышение эффективности лечения, охрана природы (атмосфер­ного воздуха, воды и почвы). В акцелерации особенно велико зна­чение массового распространения рационального физического вос­питания и спорта.
50 лет тому назад люди достигали максимального роста к 25— 26 годам, а в настоящее время юноши в среднем почти заканчи­вают рост в возрасте 18—19 лет, а девушки — 16—17лет.
В последние годы половое созревание наступает значительно раньше, чем 2—3 десятилетия тому назад. За каждые 10 лет пер­вые менструации начинаются на 4—6 месяцев раньше. В течение периода полового созревания средний рост увеличивается за каж­дые 10 лет по сравнению с предыдущим десятилетием на 2 см, а вес — на 0,5 кг. Акцелерация проявляется также в увеличении объема черепа, размеров грудной клетки, в более позднем сниже­нии аккомодации глаза и появлении старческой дальнозоркости (на 5—8 лет), в удлинении детородного периода на 6—8 лет, бо­лее длительном сохранении половых функций, или замедлении на­ступления климакса.
Физическая акцелерация обусловливает и более раннее ум­ственное развитие и формирование личности. На ускорение ум­ственного развития влияют научно-техническая революция, увеличение информации (кинофильмы, телевидение, радиовеща­ние, журналы для молодежи, газеты). Значительная роль принад­лежит увеличению контактов между детьми и между ними и ро­дителями, участию в общественно-полезном труде, самостоятель­ному передвижению на далекие расстояния, экскурсиям.
Умственная акцелерация должна учитываться педагогами как и физическая. Акцелерация выдвигает необходимость пересмотра учебных программ, методов обучения и воспитания, введения но­вых стандартов школьной мебели, оборудования школьных ма­стерских (станков, верстаков, размеров инструментов), сельскохо­зяйственного инвентаря, оборудования спортивных залов, площа­док, одежды и обуви.


Следовательно, акцелерация имеет существенное значение для обучения и воспитания детей и подростков и прежде всего для их физического воспитания, так как вызывает необходимость постоян­ного пересмотра возрастных норм физического развития и совер­шенствования методик физического воспитания. Перед физиоло­гами стоит задача исследования роли акцелерации в темпах и ха­рактере развития отдельных функций организма детей и подрост­ков, а перед психологами — связи с акцелерацией их психического развития.