АКЦЕЛЕРАЦИЯ
Акцелерация — ускорение темпов физического и умственного развития подрастающего поколения. Она замечена еще в прошлом столетии, но особенно резко выражена в последние 45—50 лет. Она начинается еще во внутриутробном периоде. За последние 100 лет длина новорожденных возросла на 5—6 см из них за последние 30 лет — на 2—2,5 см. За последние 10—15 лет количество новорожденных весом от 3 до 4 кг увеличилось с 20 до 45%.
Значительно больше стало новорожденных весом в 4 и более кг, а за 30 лет средний их вес возрос на 0,5 кг. Физическое развитие новорожденных зависит от здоровья и роста матери и более позднего деторождения.
Не исключено, что на акцелерацию влияют физические факторы (радиоволны, электромагнитные поля в биосфере, солнечное излучение), но основная причина акцелерации — социальные условия жизни: увеличение городского населения, улучшение питания, жилых и школьных помещений, повышение материального благосостояния, изменения характера брака и семьи, совершенствование охраны здоровья матери и ребенка, профилактика болезней и повышение эффективности лечения, охрана природы (атмосферного воздуха, воды и почвы). В акцелерации особенно велико значение массового распространения рационального физического воспитания и спорта.
50 лет тому назад люди достигали максимального роста к 25— 26 годам, а в настоящее время юноши в среднем почти заканчивают рост в возрасте 18—19 лет, а девушки — 16—17лет.
В последние годы половое созревание наступает значительно раньше, чем 2—3 десятилетия тому назад. За каждые 10 лет первые менструации начинаются на 4—6 месяцев раньше. В течение периода полового созревания средний рост увеличивается за каждые 10 лет по сравнению с предыдущим десятилетием на 2 см, а вес — на 0,5 кг. Акцелерация проявляется также в увеличении объема черепа, размеров грудной клетки, в более позднем снижении аккомодации глаза и появлении старческой дальнозоркости (на 5—8 лет), в удлинении детородного периода на 6—8 лет, более длительном сохранении половых функций, или замедлении наступления климакса.
Физическая акцелерация обусловливает и более раннее умственное развитие и формирование личности. На ускорение умственного развития влияют научно-техническая революция, увеличение информации (кинофильмы, телевидение, радиовещание, журналы для молодежи, газеты). Значительная роль принадлежит увеличению контактов между детьми и между ними и родителями, участию в общественно-полезном труде, самостоятельному передвижению на далекие расстояния, экскурсиям.
Умственная акцелерация должна учитываться педагогами как и физическая. Акцелерация выдвигает необходимость пересмотра учебных программ, методов обучения и воспитания, введения новых стандартов школьной мебели, оборудования школьных мастерских (станков, верстаков, размеров инструментов), сельскохозяйственного инвентаря, оборудования спортивных залов, площадок, одежды и обуви.
Следовательно, акцелерация имеет существенное значение для обучения и воспитания детей и подростков и прежде всего для их физического воспитания, так как вызывает необходимость постоянного пересмотра возрастных норм физического развития и совершенствования методик физического воспитания. Перед физиологами стоит задача исследования роли акцелерации в темпах и характере развития отдельных функций организма детей и подростков, а перед психологами — связи с акцелерацией их психического развития.