ФУНКЦИИ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ АППАРАТОВ У ДЕТЕЙ

Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у 6-месячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засы­пание. Однако новорожденный еще не может определять положе­ние тела во внешней среде. В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен.

У детей вестибулярный аппарат более возбудим, чем у взрослых. С возрастом хронаксия вестибулярного аппарата увеличивается: у детей 6—10 лет она меньше, чем в 10—15 лет, у 15—20-летних еще больше.
У здоровых детей вегетативные рефлексы при укачивании вы­зываются при значительно более сильных раздражениях вестибу­лярного аппарата, чем те, которые вызывают нормальные рефлек­торные трудовые, спортивные и другие движения. Под влиянием тренировки вестибулярных аппаратов эти вегетативные рефлексы уменьшаются и даже полностью исчезают. Например, развитие функций вестибулярного аппарата у детей, систематически зани­мающихся спортом, достигает уровня взрослых, не занимающихся спортом, у мальчиков к 13—14 годам, а у девочек — к 10—и и у подростков, систематически занимающихся спортом, на 2—3 года раньше, чем у не занимающихся спортом.
Наибольшая тренировка вестибулярных аппаратов происходит при упражнениях в качании головой, а также занятиях гимнасти­кой, плаванием, боксом, качании на качелях, прыжках в воду и прыжках с трамплина на лыжах. В состоянии невесомости возбу­димость вестибулярных аппаратов может изменяться.
При тренировке вестибулярных аппаратов одновременно про­исходит тренировка зон зрительной и кожно-мышечной чувстви­тельности в больших полушариях. Эта тренировка приводит к образованию и укреплению условнорефлекторных связей между этими зонами, что имеет решающее значение для точного ориен­тирования детей в пространстве во время ходьбы, бега, игр, трудо­вых и спортивных движений.
С возрастом возбудимость проприорецепторов у школьников увеличивается. Наименьшая возбудимость проприорецепторов у младших школьников, наибольшая — у старших. Наибольшая возбудимость проприорецепторов отмечена в дни и часы уроков труда, уроков физкультуры, внеклассных занятий в спортивных секциях, игр и прогулок вне школы, наименьшая — в часы с отно­сительной неподвижностью (на общеобразовательных уроках в школе, во время приготовления уроков). Возбудимость проприорецепторов повышается в первой половине дня и сни­жается к вечеру.
У старших школьников умственная деятельность (30-минутное чтение художественной литературы) в подавляющем большинстве случаев повышает возбудимость проприорецепторов.
Во время игр или трудовых и физических упражнений возбуж­дение проприорецепторов у школьников приводит к последующему повышению умственной работоспособности. Тренировка проприорецепции ускоряет ее развитие. Например, способность различать тонус мышечных групп правой и левой руки и величину движений в суставах рук и ног у детей, систематически занимающихся спор­том, значительно выше, чем у детей того же возраста, не занима­ющихся спортом. Развитие проприорецепции у детей, занимаю­щихся спортом, происходит неравномерно и ускоряется в 7—8 и в 13—14 лет.
Кинестезия развивается с возрастом и совершенствуется при тренировке. Способность при выключении зрения тонко различать длину и толщину небольших предметов и вес малых грузов посте­пенно увеличивается у детей и подростков с 8 до 18 лет. У зрячих, при закрытии глаз, и слепорожденных наибольший прирост этой способности отмечается к 13—14 годам. Однако у слепых вслед­ствие постоянной тренировки эта способность выше, чем у зрячих.
С возрастом изменяется точность дифференцирования мышеч­ных усилий при подъеме грузов среднего веса с закрытыми гла­зами. Мышечные ощущения при подъеме этих грузов совершен­ствуются до периода полового созревания, в котором они отчетливо ухудшаются. После периода полового созревания мышечные ощу­щения снова хорошо дифференцируются и к 16—17 годам дости­гают наибольшей точности. Наиболее точно различаются мышеч­ные ощущения при поднятии грузов в 50—70% от максимальной величины. Чем младше дети, тем чаще их мышечные усилия меньше заданных, а чем они старше, тем чаще мышечные усилия больше заданных. Точность дифференцирования при сокращении мышц сгибателей пальцев значительно больше, чем при сокращении мышц-сгибателей предплечья.
С 3 до 18 лет у мальчиков различение мышечных усилий при движениях кисти точнее, чем при движениях в локтевом суставе.
Возбуждение вестибулярных аппаратов ухудшает точность раз­личения мышечных усилий. У детей, занимающихся спортом, мы­шечные усилия различаются значительно лучше, чем у не занима­ющихся спортом.
У детей с возрастом изменяется точность различения амплитуды движений. Наибольшее нарастание точности различения происхо­дит в 8—13 лет, а с 14 до 17 лет она незначительно увеличивается у мальчиков и несколько уменьшается у девочек. Тренировка ее увеличивает. Наибольшая точность различения амплитуды движе­ний в плечевом и локтевом суставах, меньше в коленном, еще меньше в лучезапястном, пястнофаланговом и голеностопном суставах как с правой, так и с левой стороны.
С 8 до 11 лет точность различения движений уменьшается с уменьшением их амплитуды, а в 16—17 лет, наоборот, умень­шается с увеличением амплитуды движений.
Различение темпа движений у девочек 13—16 лет при враще­нии педалей велосипеда в 2 раза больше, чем в 7—8 лет. Девочки
7—8 лет значительно больше ускоряют темп к концу упражнений, чем девочки 9—12 лет и девочки-подростки 13—16 лет. Следова­тельно, чем младше дети, тем меньше они различают частоту движений. С возрастом это различение становится тоньше, но между девочками 13—14 и 15—16 лет нет существенных отличий. Уже в 13—14 лет лабильность нервной системы становится опти­мальной, а проприорецепция (мышечное чувство) достигает почти максимального совершенства.
Скоростно-силовые движения развивают у подростков мышеч­ную чувствительность не только в тренируемом виде движений, но и в других движениях, которые не тренировались.
Под влиянием производственной практики острота кинестезии увеличивается у учащихся ремесленных училищ. Специальные игры улучшают кинестезию, уточняют движения. Ежедневные тренировочные игры развивают координацию движений значи­тельно больше, чем проводимые 2 раза в неделю. Выполнение движений здоровыми детьми при временном закрытии глаз отчет­ливо уточняет и улучшает кинестезические ощущения, поэтому при последующих тренировках с участием зрения уточняется число попаданий в цель. Таким образом, временная тренировка с за­крытыми глазами увеличивает самостоятельность кинестезии, ко­торая при открытых глазах сочетается со зрением, и совершен­ствует ее.
Уже у ребенка 3 лет безусловный проприорецептивный рефлекс на сердце играет значительную роль при непроизвольных движе­ниях, а условнорефлекторное учащение сердечной деятельности при сигнале предстоящей физической работы не всегда бывает у детей 3—6 лет и только с 7 лет наблюдается у всех.
У детей младшего возраста условные рефлексы на изменения работы сердца при физическом труде и физических упражнениях образуются быстрее, но они отличаются меньшим постоянством, чем у детей старшего возраста.
С возрастом роль рефлексов на внутренние органы увеличи­вается, и они все более совершенствуются в процессе формирования трудовых и спортивных двигательных навыков.


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!