ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Психическое и физическое развитие детей взаимосвязаны. Поэтому гигиена нервной системы имеет существенное значение для гармонического развития детей. Для нормального функционирования нервной системы необходим пра­вильный круглосуточный режим школьных и внешкольных занятий, физических упражнений, пребывания на свежем воздухе, от­дыха и сна, а также режим учебного года, соответствующие воз­расту.

Гигиенически правильная организация режима должна пре­дупреждать наступление утомления и в особенности переутомле­ния. Неправильная его организация приводит к потере умствен­ной работоспособности. Основные принципы правильной органи­зации режима:
1.Нормирование продолжительности уроков и внеклассной ра­боты. Умственные занятия дошкольников должны продолжаться не более 15—20 мин. Общая учебная нагрузка, включая домаш­ние задания, не должна превышать для детей 7 лет — 5—5,5 ч, 10 лет — 6—6,5 ч а с 13—14 лет — 7—8 ч. Письменная работа детей 7 лет продолжается не больше 5 мин, 8—10 лет— 10 мин, 10—12 лет—15 мин, подростков 12—15 лет — 20 мин и юношей и девушек 15—18 лет — 25—30 мин. Нормы ежедневного пребы­вания на свежем воздухе: в 7 лет — не меньше 4 ч, 8—9 лет — 3,5 ч, 10—12 лет — 3 ч и 13—18 лет — 2 ч.
Динамический стереотип — учебные занятия по твердому рас­писанию, определенный, систематически повторяющийся режим дня, трудовые и физкультурные занятия в определенные часы об­легчают деятельность нервной системы и повышают умственную работоспособность.
2.Переключение с умственной работы на физическую — физи­ческие упражнения, игры, спортивные занятия. Активный отдых по механизму отрицательной индукции быстрее восстанавливает работоспособность утомленных нервных центров, чем пассивный. Игры на переменах и дозированные физические упражнения, проводимые на общеобразовательных уроках во вто­рой половине учебного дня в течение 3 мин, на фоне развившегося умственного утомления больше восстанавливают умственную рабо­тоспособность школьников, чем пассивный отдых той же продол­жительности. У младших школьников они больше уменьшают умственное утомление, чем у старших школьников.
Однако преимущество активного отдыха над пассивным обна­руживается не у всех взрослых и не у всех детей. В период поло­вого созревания, характеризующегося неустойчивостью функций нервной системы, у некоторых детей пассивный отдых после умст­венной работы восстанавливает работоспособность быстрее.
3.Положительные эмоции задерживают наступление умствен­ного утомления и повышают умственную работоспособность. При положительных эмоциях возбуждаются лобные доли больших по­лушарий, в которых расположены вегетативные центры, и подкор­ковые вегетативные центры. Эти центры осуществляют трофиче­ские влияния на нервную систему, рецепторы и скелетные мышцы, увеличивающие их работоспособность, а также изменяют функции внутренних органов (кровообращение, дыхание и др.), что повы­шает работоспособность всего организма.
При положительных эмоциях главная роль в повышении рабо­тоспособности принадлежит симпатической нервной системе, а также возбуждающим ее гормонам — адреналину, тироксину и др. В восстановлении работоспособности активно участвует и парасимпатическая нервная система.
Дети по сравнению со взрослыми отличаются повышенной эмо­циональностью. В покое функциональное состояние вегетативной нервной системы у дошкольников и младших школьников при­мерно одинаковое.
4.Исключительное значение для гигиены умственного труда имеют сознательное к нему отношение, понимание его важности, заинтересованность в нем. С возрастом увеличивается продолжи­тельность активного внимания. Средняя его продолжительность у здоровых детей равняется (мин): в 5—7 лет — .15; 7—10 лет — 20; 10—12 лет — 25; 12—15 лет — 30. В начале урока в течение первых 5—10 мин оно недостаточно.
Наступлению умственного утомления способствуют нарушения здоровья, гигиенических условий в помещении (недостаточное освещение, вентиляция и т. п.), гигиены преподавания.
Умственное утомление быстрее наступает при чрезмерном умственном напряжении, несоответствующей возрасту увеличен­ной его продолжительности, однообразии умственной деятельности во время урока, при механическом заучивании, отсутствии актив­ных методов преподавания (например, практических лаборатор­ных работ) и его наглядности. Признаками умственного утомления у детей являются двигательное беспокойство, а затем вялость и сонливость.
Потребление алкоголя и курение вызывают необратимые нару­шения функций нервной системы.
Умственная работоспособность может быть восстановлена рефлекторно, раздражением внешних рецепторов. Например, у де­тей 12—15 лет, обучающихся в школе-интернате, раздражение кожи лица холодом рефлекторно снимало умственное утомление, наступившее после 5—6 ч учебной работы в классе и создавало чувство бодрости и свежести.
Для всестороннего полного развития и нормального функцио­нирования нервная система детей и их организм в целом нуж­даются в умеренных умственных и физических упражнениях.
Нормальные гигиенические условия в школе и семье, отсутствие отрицательных эмоций, рациональные режим дня и питание, до­статочный сон, осмысленный интересный умственный и физический труд и нечрезмерные физические упражнения, соответствующие возрасту, способствуют  умственному и физическому развитию де­тей и не вызывают утомления и усталости.

 


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!