РОСТ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Рост и развитие, дифференцировка тканей и органов, формо­образование. Рост — это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток тела, увеличения их объема и возрастания массы живого вещества. Общий рост харак­теризуется увеличением длины тела, что зависит от роста и разви­тия скелета. Он является одним из главнейших показателей здо­ровья и физического развития детей.

Одновременно с ростом совершается физическое развитие — происходит усложнение строе­ния, или морфологическая дифференцировка тканей и органов и их систем, изменяется форма органов и всего организма, совершен­ствуются и усложняются функции и поведение. Рост и развитие организма связаны взаимной закономерной зависимостью. В про­цессе роста и развития накапливаются количественные изменения, приводящие к появлению новых качеств.
Единство физического и психического развития детей. Все выдающиеся педагоги отмечали, что знание анатомии и физиоло­гии очень важно в воспитании и обучении детей. Только на основе знаний анатомических, физиологических и психологических осо­бенностей, свойственных каждому возрасту, возможно воспитание чувств, отвлеченного мышления, сознания, познавательной и воле­вой деятельности. Только при точном знании строения и функций организма детей каждого возраста возможны научно обоснованная охрана здоровья детей, рациональная организация их обучения и воспитания и совершенствование физического развития.
Физическое и психическое развитие детей взаимосвязаны; это положение выдвинул известный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт. Совершенствование физических способностей и развития, обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с основами лич­ной и общественной гигиены, формирование волевых, нравствен­ных и эстетических качеств невозможно без знания возрастных особенностей психического развития; физическое воспитание про­изводится посредством воздействия на психику детей и в свою оче­редь отражается на развитии психики.
Физическое развитие обусловливает психическое, что особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, проявляющемся и в слабоумии. Де­тей, с рождения лишенных больших полушарий головного мозга, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. После удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.
Умственная работоспособность возрастает после уроков физи­ческого воспитания, кратковременных дозированных физических упражнений па общеобразовательных уроках и перед приготовле­нием домашних заданий.
Роль речи в физическом и психическом раз­витии детей. Для физического и психического развития детей большое значение имеет речевая функция, которая оказывает ве­дущее влияние на развитие чувств, мыслей и воли школьника и на его физическое воспитание. С возрастом роль речи в формирова­нии личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям увеличивается.
Речь является орудием формирования и выражения мыслей, посредством речи производится обучение и воспитание детей. С возрастом у детей увеличивается способность отражения объек­тивной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
В младшем школьном возрасте преобладает конкретное, на­глядно-образное и практически-действенное мышление. Конкрет­ные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, которая в свою очередь оказывает большое влияние на их мышление.
В среднем школьном возрасте начинает постепенно преобла­дать словесное, отвлеченное, абстрактное мышление, которое ста­новится ведущим у старших школьников. В этом возрасте пре­обладает словесная, смысловая память.
Дети обучаются письменной речи посредством устной. Совер­шенствование письменной речи приводит к еще большему разви­тию устной речи и процесса мышления.
В процессе развития способности к обобщениям, к отвлеченному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному целенаправленному вниманию. Произвольное и непроизвольное внимание воспитывается: и тренируется в процессе психической и физической деятельности детей.
Речь и мышление развиваются одновременно в процессе обще­ния с окружающими людьми посредством речи, во время игры, физических упражнений и трудовой деятельности детей. Речь оказывает влияние на психическое развитие детей.
Возрастная физиология взаимосвязана с возрастной психоло­гией, которая изучает закономерности возникновения, развития и проявлений психики детей. Ее предмет — изучение содержания психики, т. е. того, что именно и как отражает человек в окружаю­щем его мире. Психика — результат рефлекторной, или отража­тельной, деятельности головного мозга людей. Физиология изучает только физиологические механизмы работы головного мозга. Осо­бенно важно изучение функций трудовой деятельности организма человека и его речи, которые являются физиологической основой психики.


­


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!