РОСТ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА
Рост и развитие, дифференцировка тканей и органов, формообразование. Рост — это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток тела, увеличения их объема и возрастания массы живого вещества. Общий рост характеризуется увеличением длины тела, что зависит от роста и развития скелета. Он является одним из главнейших показателей здоровья и физического развития детей.
Одновременно с ростом совершается физическое развитие — происходит усложнение строения, или морфологическая дифференцировка тканей и органов и их систем, изменяется форма органов и всего организма, совершенствуются и усложняются функции и поведение. Рост и развитие организма связаны взаимной закономерной зависимостью. В процессе роста и развития накапливаются количественные изменения, приводящие к появлению новых качеств.
Единство физического и психического развития детей. Все выдающиеся педагоги отмечали, что знание анатомии и физиологии очень важно в воспитании и обучении детей. Только на основе знаний анатомических, физиологических и психологических особенностей, свойственных каждому возрасту, возможно воспитание чувств, отвлеченного мышления, сознания, познавательной и волевой деятельности. Только при точном знании строения и функций организма детей каждого возраста возможны научно обоснованная охрана здоровья детей, рациональная организация их обучения и воспитания и совершенствование физического развития.
Физическое и психическое развитие детей взаимосвязаны; это положение выдвинул известный педагог и анатом П. Ф. Лесгафт. Совершенствование физических способностей и развития, обучение двигательным умениям и навыкам, ознакомление с основами личной и общественной гигиены, формирование волевых, нравственных и эстетических качеств невозможно без знания возрастных особенностей психического развития; физическое воспитание производится посредством воздействия на психику детей и в свою очередь отражается на развитии психики.
Физическое развитие обусловливает психическое, что особенно отчетливо обнаруживается при врожденном недоразвитии больших полушарий головного мозга, проявляющемся и в слабоумии. Детей, с рождения лишенных больших полушарий головного мозга, невозможно обучить речи и ходьбе, у них отсутствуют нормальные ощущения и мышление. После удаления половых желез и при недостаточной функции щитовидной железы наблюдается умственная отсталость.
Умственная работоспособность возрастает после уроков физического воспитания, кратковременных дозированных физических упражнений па общеобразовательных уроках и перед приготовлением домашних заданий.
Роль речи в физическом и психическом развитии детей. Для физического и психического развития детей большое значение имеет речевая функция, которая оказывает ведущее влияние на развитие чувств, мыслей и воли школьника и на его физическое воспитание. С возрастом роль речи в формировании личности школьника и его сознания, а также в его обучении труду и физическим упражнениям увеличивается.
Речь является орудием формирования и выражения мыслей, посредством речи производится обучение и воспитание детей. С возрастом у детей увеличивается способность отражения объективной действительности в понятиях, отвлечениях и обобщениях, в законах природы и общества.
В младшем школьном возрасте преобладает конкретное, наглядно-образное и практически-действенное мышление. Конкретные образы и действия развивают у младших школьников конкретную память, которая в свою очередь оказывает большое влияние на их мышление.
В среднем школьном возрасте начинает постепенно преобладать словесное, отвлеченное, абстрактное мышление, которое становится ведущим у старших школьников. В этом возрасте преобладает словесная, смысловая память.
Дети обучаются письменной речи посредством устной. Совершенствование письменной речи приводит к еще большему развитию устной речи и процесса мышления.
В процессе развития способности к обобщениям, к отвлеченному мышлению происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному целенаправленному вниманию. Произвольное и непроизвольное внимание воспитывается: и тренируется в процессе психической и физической деятельности детей.
Речь и мышление развиваются одновременно в процессе общения с окружающими людьми посредством речи, во время игры, физических упражнений и трудовой деятельности детей. Речь оказывает влияние на психическое развитие детей.
Возрастная физиология взаимосвязана с возрастной психологией, которая изучает закономерности возникновения, развития и проявлений психики детей. Ее предмет — изучение содержания психики, т. е. того, что именно и как отражает человек в окружающем его мире. Психика — результат рефлекторной, или отражательной, деятельности головного мозга людей. Физиология изучает только физиологические механизмы работы головного мозга. Особенно важно изучение функций трудовой деятельности организма человека и его речи, которые являются физиологической основой психики.