СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ СЛУХА У ДЕТЕЙ

Строение и функции органов слуха у детей. У детей внутрен­нее ухо почти не растет, и его величина с возрастом мало изме­няется. Ребенок воспринимает звуки еще на 32-й неделе утробной жизни. В последние месяцы утробной жизни он реагирует на силь­ные звуки движениями. Новорожденные при сильных звуках рефлекторно вздрагивают, у них сокращаются мимические мышцы. На 2—3 месяце они поворачивают голову и глаза в сторону звука и различают увеличение его силы и продолжительности.

При рождении ребенок плохо слышит вследствие особенностей строения уха, сближения стенок наружных слуховых ходов, запол­нения среднего уха слизистой жидкостью или зародышевой соеди­нительной тканью, а также низкой слуховой чувствительности, которая к 7—8 дням жизни увеличивается настолько, что обра­зуются условные рефлексы на звуковые раздражители. К концу 2-го и началу 3-го месяцев слух становится отчетливым. В первые 3 месяца дети реагируют миганием на громкий звук, старше 3 ме­сяцев— миганием на речь. С 6 месяцев дети прислушиваются к звукам. Однако при рождении органы слуха еще не полностью сформированы. Стенки слухового канала окостеневают к 10 годам, а развитие органов слуха в целом заканчивается полностью только к 12 годам.
Различение звуков при разнице между ними на 17 музыкаль­ных тонов обнаруживается у детей в 3,5 месяца; на 13—14 то­нов — в 4,5 месяца; на 7— 10 тонов — в конце 5-го месяца. Далее точность анализа звуков быстро возрастает. На 6-м меся­це образуются дифференцировки в 3—5 тонов, на 6—7-м — в 1—2 тона и да­же 3/4 и 1/2музыкального тона. К 6—7 месяцам тон­кость слуха ребенка по­чти соответствует норме взрослого человека.
Верхняя граница слу­ха у детей выше, чем у взрослых, и доходит до 22 тыс. гц, а иногда даже до 32 тыс. гц. Макси­мальная острота слуха в 14—19 лет определяется по наименьшей величине порогов слышимости; у детей 7-13 лет и у молодых людей старше 20 лет она ниже.
Временной порог слухового анализатора с возрастом умень­шается. В 8—10 лет он равен 12—15 мсек, в возрасте 25 лет —3—5 мсек, т. е. в 3—5 раз меньше.
Слух на слова у детей ниже чем на тоны, и ниже, чем у взрос­лых. В 6,5—9,5 лет порог слышимости для высокочастотных слов 17—24 дб, а низкочастотных 19—24 дб, у взрослых для низкоча­стотных слов — 7—10 дб. При костном проведении звуков порог слышимости частот 10—12 тыс. гц почти не изменяется, с 7 до 39 лет. Верхняя граница костной проводимости наибольшая от 11 до 15 лет (больше 25 тыс. гц), а у детей 6—10 лет она меньше (19 тыс. гц).
Слух нарушается при резких колебаниях температуры окру­жающей среды, при чрезмерно сильных звуках. У некоторых детей бывает врожденная тугоухость. Повреждение барабанной пере­понки, поражение среднего уха у детей после некоторых болезней (корь, скарлатина, грипп и др.) резко снижают слух, приводят к тугоухости, так как выключают его усиление в среднем ухе. Тяжелые нарушения слуха у детей раннего возраста вызывают антибиотики (стрептомицин и др.)* Упражняют слух музыка, некоторые трудовые процессы и спортивные игры, производимые в определенном ритме, прислушивание к звукам в природе, на­пример, к пению птиц.


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!