ЗРЕНИЕ У ДЕТЕЙ

Способность узнавать предметы по их изображениям на бумаге появляется у детей на 3-м году жизни.
Способность воспринимать различные цвета связана с возраст­ными изменениями состава йодопсина и изменениями строения и функций сетчатки глаза в центральной ямке и в зрительной зоне больших полушарий.

Цветоощущения развиваются у детей постепенно. Позднее дру­гих цветов появляется чувствительность к красному и особенно к синему. Цветоощущения зеленого и особенно желтого появ­ляются раньше других цветов. Возрастные изменения цветовой чувствительности подобны изменениям световой. У новорожден­ных она мала, к 27—30 годам становится максимальной, а затем падает. Для каждого цвета она изменяется различно.
Не у всех детей способность различать цвета появляется в оди­наковые сроки. При упражнении эта способность развивается раньше.
Зона узнавания зеленого и синего цветов становится значи­тельно более широкой у детей 12—13 лет и особенно у подростков
15—16    лет, а зона узнавания красного увеличивается равномерно до 21—30 лет.
Различение цветов по их интенсивности увеличивается с 7 до16—24 лет. Это обусловлено упражнением и развитием нервной системы. К 3 годам ребенок хорошо различает яркость цвета и соотношение двух яркостей. У детей, как и у взрослых, при адап­тации к свету относительная яркость красного, желтого, зеленого и синего одинакова, а при темновой адаптации зеленый и синий кажутся более яркими, чем красный и желтый.
Реакция на новую форму предмета и на новый цвет у некото­рых детей появляется уже в 5 месяцев. Реакция на новую форму более постоянна, чем на новый цвет. Дошкольники сначала обра­щают внимание на форму окрашенного предмета, потом на его размеры, а затем на цвет.
Острота зрения у детей и подростков больше, чем у взрослых. После продолжительного рассматривания мелких предметов ост­рота зрения понижается, что способствует развитию близорукости. Поле зрения на белые и цветные предметы с возрастом увеличи­вается, особенно резко в 12—13 лет у девочек и в 15—16 лет у мальчиков. После 15—16 лет поле зрения у обоих полов изме­няется незначительно. Поле зрения увеличивается после трени­ровки в малонапряженных играх в теннис, футбол, баскетбол и хоккей. Оно уменьшается, если после игры обнаруживается утом­ление.
Наименьший промежуток времени между двумя вспышками света, воспринимаемый глазом, с возрастом увеличивается. Кри­тическая частота мельканий (наименьшее число перерывов света в 1 сек., при которой наступает слияние мельканий) с возрастом увеличивается. В 7—8 лет она равна (в 1 сек) —25, в 9—10 лет — 30, в 12—14 — 40.
Лабильность рецепторов сетчатки и зрительной зоны по кри­тической частоте световых мельканий достигает максимума в 15— 16 лет. Она больше в центре сетчатки, чем на ее периферии. Ла­бильность по временному порогу наибольшая в 18—30 лет; чем дети младше, тем она ниже.
Развитие близорукости. Количество близоруких, вслед­ствие нарушения правил гигиены, возрастает примерно до 11— 12 лет, а затем у них увеличивается степень близорукости. Коли­чество близоруких в советской школе меньше, чем в дореволю­ционной.
Напряжение аккомодации, или длительное сокращение ресничной мышцы, увеличивающее преломление лучей света в хру­сталике, наблюдается, как правило, при недостаточном освещении. Поэтому систематическое чтение или писание в сумерки, а также невыполнение гигиенических норм освещения парты, классной до­ски и рабочего места способствуют развитию близорукости. Чте­ние на близком расстоянии мелкого шрифта, обработка мелких деталей на производстве напрягают аккомодацию, вызывают пере­утомление ресничной мышцы и ее спазм, что также способствует развитию близорукости. Близорукость может быть и врожденной. В громадном большинстве случаев при нарушении нормальных ги­гиенических условий количество близоруких и степень близоруко­сти увеличиваются в школьном возрасте от младших классов к старшим. Развитию близорукости способствует чтение лежа или сидя с большим наклоном головы, что вызывает систематическое повышение кровонаполнения глаз и увеличение давления в них, приводящее к увеличению глазных яблок и изменению фокусного расстояния.
В тяжелых условиях близорукость, сопровождается поврежде­ниями сетчатки, что ведет к ухудшению зрения и даже к слепоте (при отслойке сетчатки). Поэтому необходимо своевременное на­значение оптических стекол, исправляющих зрение, и общее укреп­ление организма школьника (общие физические упражнения и специальная гимнастика ресничной мышцы, рациональное питание, включающее витамины, особенно витамин А, общие гигиенические мероприятия и т. д.).
Биотоки зрительной зоны. О развитии зрительной функции в онтогенезе можно судить не только по изменениям лу­чепреломления, свето- и цветоощущений, но и по биотокам зри­тельной зоны, отражающим происходящие в ней сдвиги обмена веществ, лежащие в основе зрительных ощущений. Альфа-ритм в бодрствующем покое при отсутствии зрительных ощущений устанавливается в зрительной зоне с 4—5 или 6—7 лет, но он пе­ремежается с ритмом в 4—6 гц. В 8—9 лет альфа-ритм уже хо­рошо выражен, с 10—12 лет становится еще более регулярным и в 12—16 лет не отличается от взрослых. У всех детей в 4—6 лет при световом раздражении происходит десинхронизация альфа-ритма, но при открывании глаз в темноте она часто отсутствует. С 8—9 лет она становится постоянной. Скрытый период десинхро­низации альфа-ритма на свет, зрительное восприятие и на откры­вание глаз в темноте с возрастом уменьшается.
На фоне торможения зрительной зоны, которое проявляется в медленном ритме, свет, как индифферентный раздражитель и как условный раздражитель двигательного рефлекса вызывает реакцию пробуждения — появление более частого ритма. Эта реакция в 8—9 лет состоит в смене ритма с 2—5 гц на 6—10 гц, а в 16—17 лет и у взрослых с 3—5 гц на 6—12 гц.
Вызванные потенциалы имеются уже в первые часы после рож­дения, что указывает на относительное созревание зрительной зоны, но их скрытый период в 2 раза больше, чем у взрослых.
Чем старше дети, тем больше частота световых мельканий, усваиваемая зрительной зоной. Ритмы в 4—5 гц в 2 раза чаще усваиваются детьми 9—12 лет, чем в 13—16 лет, а ритмы в 14— 24 гц усваиваются 85% подростков в 13—16 лет. По-видимому, это результат повышения лабильности нейронов этой зоны. Умень­шение с возрастом тета-ритма и увеличение реакций десин­хронизации альфа-ритма объясняется снижением активности зрительных центров промежуточного мозга и увеличением тор­мозящего влияния на них зрительной зоны у детей старшего воз­раста.


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!