Что представляет собой электронный больничный лист

Повсеместная цифровизация большинства процессов – от финансовых операций до социального мониторинга – значительно упростила обмен информацией и сократила время проведения процессов.

Малые и крупные объекты предпринимательства и бизнес в целом также получили значительную выгоду от проведения сделок в цифровой форме. Например, в электронном формате можно не только открыть ИП, но и принять в штат сотрудников, а также обрабатывать всю кадровую информацию – от заявлений на отпуск до обработки электронных больничных. Рассмотрим последнее явление подробнее.


Согласно действующему законодательству, лист временной нетрудоспособности (полуофициально называемый больничным листом) – документ, подтверждающий объективные причины, связанные с состоянием здоровья, по которым работник не мог приступить к исполнению должностных обязанностей. Больничный лист выдается только медицинской организацией, причем лицо обязано иметь полис ОМС. Для упрощения обработки и хранения данных введен аналог бумажного варианта документа – электронный больничный, который является полной копией бумажного листа, только заполняется и хранится на специализированных серверах. Для обработки листов также требуются специализированные программы, а несколько уровней защиты данных обеспечивают конфиденциальность информации.
Главная цель создания электронных листов нетрудоспособности (ЭЛН) – упростить работу как работодателям и фонду соцстрахования, так и медицинским работникам. ЭЛН обладает повышенной надежностью, потому что его нельзя подделать.
Сотрудник компании или ИП может оформить электронный больничный при соблюдении следующих условий:

Предприятие подготовило квалифицированную электронную подпись и соглашение с фондом соцстрахования (одним из его отделений), в котором оговорена работа с ЭЛН.
Медицинское учреждение имеет базу (в том числе техническую) для работы с электронными больничными.
Сотрудник предоставил письменное разрешение медучреждению на оформление ЭЛН и направление его работодателю и в ФСС.

По желанию работника или по техническим причинам (со стороны медорганизации или работодателя) больничные могут иметь классическую (бумажную) форму. Однако с 1 января 2022 года все больничные листы будут иметь исключительно электронный формат.


Для начала работы с электронными листками нетрудоспособности компании и ИП обязаны заключить соглашение об обмене информацией со страховым фондом, зарегистрироваться в системе как страхователь с помощью электронной подписи (если ее нет, нужно начинать с ее оформления). По номеру больничного сотрудника работодатель будет иметь доступ к сведениям, указанным в листке. По СНИЛС или ОМС сотрудника работодатель может осуществить поиск самостоятельно, если работник дал согласие на обработку персональных данных.