ПЕРВАЯ И ВТОРАЯ СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Внешний мир отображается головным мозгом при непосредственном действии разнообразных конкретных раздражителей на рецепторы. В результате этого действия в больших полушариях образуется нервный процесс или его следы, которые являются материальной основой ощущений, представлений, впечатлений и мыслей об окружающей природе и социальной среде, т. е. конкретного мышления. По определению И. П. Павлова это первая сигнальная система. Кроме системы конкретных сигналов у людей есть еще вторая, или словесная, сигнальная система, состоящая в том, что на рецепторы и, следовательно, на большие полушария действуют слова, слышимые (устная речь) и видимые (письменная речь).

Так как слово — не только определенное сочетание звуков, или изображение букв, а прежде всего форма отображения материальных явлений и предметов окружающего мира в понятиях и в мыслях, то посредством слов передаются сигналы о появлении определенных конкретных раздражителей первой сигнальной системы и мысли о них.

Следовательно, слова являются сигналами о конкретных сигналах, или вторыми сигналами. Поэтому слова действуют как условные раздражители, вызывающие двигательные и вегетативные рефлексы. Но так как главное в слове его содержание — понятие, мысль, отображающая явление или предмет внешнего мира, то реакция человека на слово зависит от его мировоззрения, убеждений, воспитания, характера и т. д. Материальной основой второй сигнальной системы является поступление в центры речи центростремительных импульсов, вызывающих в них нервный процесс или его следы в результате действия звуков слов, их зрительных образов или раздражений проприорецепторов при произнесении или написании слов.

Речевая функция человека по способу своего возникновения — сложная система условных и безусловных рефлексов голосового, дыхательного и двигательного аппаратов, обеспечивающая отвлеченное, абстрактное мышление. В процессе речи формируются понятия, мысли, знания о законах развития внешнего материального мира. Следовательно, речь является не только формой воздействия на человека окружающих людей, но и реакцией человека на воздействия природы и окружающих людей. Речь и труд взаимосвязаны, так как речь возникла и развивается в процессе общественного труда. Первая и вторая сигнальные системы как основа конкретного и абстрактного мышления функционируют неразрывно, так как обе системы — проявление нервного процесса в одних и тех же группах нейронов головного мозга.

Похожие материалы:

Типы высшей нервной деятельности

Физиология утомления

Безусловные и условные рефлексы

Временные нервные связи


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!