ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Понятие о типах высшей нервной деятельности. Изучение высшей нервной деятельности у детей и взрослых обнаружило индивидуальные различия основных признаков нервного процесса: 1) силы возбуждения и торможения, 2) их соотношения между собой, или уравновешенности, и 3) их подвижности, или скорости иррадиации и концентрации, быстроты образования условных рефлексов, переделки положительного условного рефлекса в отрицательный и наоборот и т. п.

Схематически различают следующие типы:
первый — нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, быстрый тип;
второй — нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, медленный тип;
третий — повышенно возбудимый, безудержный, сильный, быстрый тип;
четвертый — пониженно возбудимый, слабый тип.

Тип нервной системы — физиологическая основа относительно устойчивой, наиболее общей характеристики поведения человека — его темперамента.

Первый тип высшей нервной деятельности является основой сангвинического темперамента, второй — флегматического, третий— холерического, четвертый — меланхолического. Сдвиги в динамике поведения — переходные формы темперамента. Только у некоторых людей определенный тип высшей нервной деятельности соответствует схеме, а у подавляющего большинства смешанные типы и основные признаки, характеризующие тип, выражены неотчетливо. Это объясняется тем, что врожденные свойства нервной системы изменяются условиями жизни и воспитанием — активным, целенаправленным и систематическим воздействием взрослых на психическое и физическое развитие детей. И довольно часто, в детском возрасте, нужна помощь психолога, которая положительно сможет повлиять на формирование характера. Поэтому врожденные свойства нервной системы могут проявиться в неизмененном виде только непосредственно после рождения. В течение жизни типы нервной системы изменяются, и в результате влияний социальной среды, воспитания и обучения постепенно складывается система поведения детей и взрослых и их отношения к окружающим людям— характер. Характер — понятие социальное и психологическое, так как он определяется отношением человека к общественным явлениям, к другим людям и своим обязанностям. Следовательно, решающее значение в формировании поведения людей имеют не врожденные свойства нервной системы, а социальные условия.

По мнению И. П. Павлова, четыре типа нервной системы — общие у людей и высших животных. Кроме того, предложена схема деления людей на человеческие типы по взаимоотношению первой и второй сигнальных систем, следовательно, по взаимоотношению конкретного и абстрактного мышления. Первый тип — «мыслительный», характеризуется преобладанием второй сигнальной системы над первой; второй — «художественный» — преобладанием первой сигнальной системы над второй; третий — средний, у которого обе системы одинаково выражены. Эта схема имеет практическое значение при выяснении характера некоторых нарушений функций нервной системы (истерия, неврастения), однако она неприложима к подавляющему большинству здоровых людей, так как в зависимости от условий деятельности у одного и того же человека проявляются разные взаимоотношения конкретного и абстрактного мышления.

Похожие материалы:

Физиология утомления

Безусловные и условные рефлексы

Временные нервные связи

Сон


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!