УТОМЛЕНИЕ У ДЕТЕЙ

 У де­тей утомление при умственном труде развивается в результате превышения норм оптимальной учебной нагрузки, различных для разных возрастов. Скорость наступления утомления у детей зави­сит прежде всего от возраста. Чем младше ребенок, тем оно раз­вивается быстрее и легче.

У детей дошкольного и младшего школь­ного возрастов при отвлеченном мышлении умственное утомление возникает быстрее, чем при конкретном. Наибольшее утомление вызывают уроки математики, русского и иностранного языков.
Уровень умственной работоспособности детей зависит от усло­вий их обучения и воспитания и от режима учебного процесса. Для умственной работоспособности школьников большое значение имеет учебное расписание, в котором предусмотрены определенное количество уроков, их распределение по степени трудности учеб­ного материала и длительность перемен между ними. Умствен­ная работоспособность школьников зависит также от продолжи­тельности уроков и учебного дня, включая время, отведенное на приготовление домашних заданий, от продолжительности учебного года и каникул, организации питания в школе, гигиенических усло­вий в классе и др. На первом и втором общеобразовательных уро­ках умственная работоспособность возрастает, а затем она сни­жается вследствие наступающего умственного утомления.
Значительно снижают умственную работоспособность детей младшего возраста длительная задержка сокращений основных мышечных групп во время уроков, а также статические усилия, поддерживающие позу сидения за партой. Статические усилия утомляют быстрее и сильнее, чем динамическая работа, особенно детей.
Умственное утомление у детей проявляется в ослаблении вни­мания и в двигательном беспокойстве, а затем вялости. У детей младшего возраста при утомлении наступает сон.
Однообразная умственная деятельность уменьшает продолжи­тельность активного внимания во время урока, а наглядность пре­подавания увеличивает его. С целью предупреждения умственного утомления обязательные занятия дошкольников не проводятся не­прерывно больше 15—20 мин. Продолжительность урока в I— II классах школы, должна быть не больше 35 мин, а в остальных классах — 45 мин. Так как в развитии умственного утомления на общеобразовательных уроках большое значение имеет адинамия, то утренняя гимнастика, кратковременные дозированные физиче­ские упражнения во второй половине урока, на последних уроках и перед приготовлением уроков во второй половине дня, а также подвижные игры на переменах на открытом воздухе повышают умственную работоспособность. Особенно повышают умственную работоспособность уроки физического воспитания, если они прово­дятся в учебном расписании на 2—3-м, а иногда 4-м местах.
Физическое утомление у детей зависит от их здоровья, гигиени­ческих условий труда, его организации, характера и продолжи­тельности, соответствия высоты станков, верстаков, рабочих сто­лов и орудий труда возрастным особенностям школьников.
По весу, форме, размерам, соотношению частей орудия труда: молотки, зубила, пилы, лопаты, грабли и другие — должны соот­ветствовать возрасту. Для предупреждения физического утомле­ния детей существенное значение имеют чередование разных тру­довых операций, кратковременные дозированные физические упражнения (активный отдых) во время труда и пассивный отдых достаточной продолжительности.


   
© Медицинские науки. Перепечатка материалов сайта без действующей обратной ссылки запрещена!