РАЗВИТИЕ БЛИЗОРУКОСТИ У ДЕТЕЙ

Количество близоруких, вслед­ствие нарушения правил гигиены, возрастает примерно до 11— 12 лет, а затем у них увеличивается степень близорукости. Коли­чество близоруких в современной школе меньше, чем в дореволю­ционной.

ФУНКЦИИ ВЕСТИБУЛЯРНЫХ АППАРАТОВ У ДЕТЕЙ

Вестибулярный аппарат у детей созревает раньше других рецепторов и у 6-месячного плода развит почти как у взрослого. Возбудимость вестибулярного аппарата существует с рождения и тренируется у ребенка при его укачивании, вызывающем засы­пание. Однако новорожденный еще не может определять положе­ние тела во внешней среде. В раннем возрасте глазной нистагм слабо выражен.

ГИГИЕНА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Психическое и физическое развитие детей взаимосвязаны. Поэтому гигиена нервной системы имеет существенное значение для гармонического развития детей. Для нормального функционирования нервной системы необходим пра­вильный круглосуточный режим школьных и внешкольных занятий, физических упражнений, пребывания на свежем воздухе, от­дыха и сна, а также режим учебного года, соответствующие воз­расту.

РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кратковременная (оперативная) основана на циркуляции нервных импульсов по цепям нейронов (ревербе­рация). Через определенный промежуток времени она переходит в долговременную (условнорефлекторную), что обозначается как ее укрепление — консолидация. Наследственная, видовая и индиви­дуальная длительная память основана на синтезе нуклеотидов и изменении их расположения в нуклеиновых кислотах (ДНК и РНК), т. е. на программировании.

ОРГАНИЗМ КАК ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ

Организм представляет собой единое целое, в котором строение и функции всех тканей, органов и систем органов взаимосвязаны. Изменение строения и функций любого органа и системы органов вызывает изменения строения и функций других органов.

Воздействие внешней среды на организм и ответная реакция организма на условия жизни, как упоминалось, происходит по­средством нервной системы. Внешняя среда оказывает влияние на регуляцию обмена веществ, а следовательно, на рост и развитие всего организма и отдельных органов и тканей.

РОСТ И РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Рост и развитие, дифференцировка тканей и органов, формо­образование. Рост — это увеличение размеров развивающегося организма в результате размножения клеток тела, увеличения их объема и возрастания массы живого вещества. Общий рост харак­теризуется увеличением длины тела, что зависит от роста и разви­тия скелета. Он является одним из главнейших показателей здо­ровья и физического развития детей.

ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА

Время наступления полового созревания зависит от наследственности, питания, условий жизни, здоровья, климата. У мальчиков половое созревание начи­нается с 10—11 лет, что проявляется в росте полового члена, яичек и предстательной железы. С 12—13 лет изменяется форма гортани и становится низким голос, с 13—14 — начинается формирование мужского типа скелета и появляется оволосение на лобке по муж­скому типу.

АКЦЕЛЕРАЦИЯ

Акцелерация — ускорение темпов физического и умственного развития подрастающего поколения. Она замечена еще в прошлом столетии, но особенно резко выражена в послед­ние 45—50 лет. Она начинается еще во внутриутробном периоде. За последние 100 лет длина новорожденных возросла на 5—6 см из них за последние 30 лет — на 2—2,5 см. За последние 10—15 лет количество новорожденных весом от 3 до 4 кг увеличилось с 20 до 45%.

ПОНЯТИЕ О ФИЛОГЕНЕЗЕ И ОНТОГИНЕЗЕ

Филогенезом называется развитие живых организмов или определенных тканей, органов либо систем органов со времени их исторического возникновения. Изучение истории появления и формирования определенной функции ткани, органа или систем органов имеет большое значение для глубокого раскрытия закономерностей осуществления этой функции в настоящее время.

ПОНЯТИЕ О РЕФЛЕКСЕ

Рефлекс — деятельность организма, органа или ткани, осуществляемая посредством нервной системы. Раздражение рецептора или рецепторов, расположенных на внешней поверхности организма или во внутренних органах, вызывает их возбуждение. Волны возбуждения по центростремительным нервам поступают из рецептора в центральную нервную систему, а из нее по центробежным нервам направляются к органу и вызывают или изменяют его деятельность. При этом раздражаются рецепторы, расположенные в работающем органе.

БИОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Физиологическое состояние живой ткани характеризуется электрическими токами, которые от нее отводятся; это биоэлектрические токи, или биопотенциалы. Различают биотоки трех типов: 1) токи покоя, или клеточные потенциалы, 2) токи, или потенциалы повреждения и 3) токи действия, или акционные токи.

ВОЗБУДИМОСТЬ И ВОЗБУЖДЕНИЕ

Возбудимость — способность органа или ткани живого организма приходить в состояние возбуждения при действии раздражителей из внешней среды или изнутри организма.

Возбуждение — это изменение уровня обмена веществ, характерного для состояния так называемого покоя, при действии внешних или внутренних раздражителей.

РАЗДРАЖИМОСТЬ И РАЗДРАЖЕНИЕ

Раздражимость — способность организма и его органов и тканей изменять обмен веществ в ответ на раздражение. Раздражение — это действие на организм раздражителей. Раздражителями называются разные по качеству формы движения материи: физические (например, тепло и холод), химические — разнообразные химические вещества, биологические — вирусы и микробы и т. д. Раздражители характеризуются не только качеством, но и силой, интенсивностью.

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЖИЗНИ

Живое вещество возникло много сотен тысяч лет тому назад из элементов неживой природы. Живые организмы после смерти снова распадаются на элементы неживой природы. Отмирание клеток — основных единиц, составляющих организм, происходит в течение всей жизни.