СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГЛАЗНЫХ МЫШЦ У ДЕТЕЙ

С рождения до 20 лет вес глаза и головного мозга воз­растет параллельно. Строение глаза ребенка отличается от глаза взрослого тем, что глазные впадины и глазные яблоки относи­тельно больше, склера и сосудистая оболочка тоньше, а роговица толще, чем у взрослого. Перекрест зрительных нервов форми­руется на 11 месяце утробной жизни. До 3 лет преобладает увели­чение его длины, а после 3 лет — ширины. К 17—18 годам его раз­меры становятся максимальными.

У новорожденных глаза открываются только на короткое время: нередко один глаз открыт, а другой закрыт, отсутствуют также согласованные движения век при закрывании и открывании глаз. С 10-го дня жизни к концу 1-го месяца они постепенно ста­новятся согласованными. Способность век следовать за движе­ниями глаз появляется на 2-м месяце.
С возрастом мигание в покое до 20 лет учащается. Защитное мигание при действии яркого света наблюдается с рождения, а при приближении предмета к глазам появляется с I—1,5 месяцев. Рефлекторное вздрагивание век при звуках встречается уже в пер­вое время после рождения. Мигание, когда прикасаются к рого­вице (роговичный рефлекс), у новорожденного выражено слабо. При плаче слезы отделяются через 1,5—2 месяца после рождения.
В середине 2-й недели ребенок передвигает глаза от одного блестящего предмета на другой, поворачивая в сторону предмета не только глаза, но и голову. Движения глаз вслед за предметом иногда появляются до 3 недель, но они мимолетны и несовер­шенны. Способность следить за предметом с 3—4 недель быстро совершенствуется, движения глаз становятся более продолжитель­ными и сочетаются с общими движениями ребенка. Способность отыскивать предмет глазами у некоторых детей появляется после 3 месяцев. До 2—3 месяцев поворот глаз вызывается у детей реф лекторно подкорковыми центрами, иннервирующими мышцы, по­ворачивающие глаза.
Способность фиксировать взором предмет отсутствует у ново­рожденных и вырабатывается на 2-м месяце жизни, а иногда до 5 месяцев. С 3 до 7 лет совершенствуется способность произвольно фиксировать взором предмет, но глаза производят при этом еще много движений.
Одновременно с образованием способности фиксировать взор вырабатывается и способность производить сочетанные координи­рованные движения глаз. В первое время движения глаз новорож­денного не координированы и совершаются независимо один от другого. Способность координировать движения глаз приобре­тается в результате упражнений с 6-го месяца или даже к концу 1-го года жизни. Некоординированные движения глаз у здоровых наблюдаются еще некоторое время только во сне.
Зрачки у новорожденных уже, чем у взрослых, и вследствие недоразвития радиальной мышцы расширяются с трудом. Диаметр зрачков постепенно увеличивается. Зрачки новорожденного и грудного ребенка обычно расширены или сужены одинаково. На свет они реагируют содружественно.

С возрастом рефлекторное сужение зрачка при действии на глаз сильного света изменяется. К концу 1-го года сужение зрачка на свету равно 1,4 мм в диаметре, а к 6—12 годам — до 1,9 мм. При среднем освещении ширина зрачка у взрослого человека 2,5 мм.
С 4-й недели жизни отчетливо выражено сужение зрачков при фиксировании взора на предмете. Степень расширения зрачка в темноте с возрастом увеличивается и к 6—12 годам достигает средней величины расширения зрачка у взрослого человека — 4,5—5 мм.
С 2 месяцев зрачки расширяются при действии звука, а при раздражениях кожи — к концу 2-го месяца.
Возрастные особенности развития функции ясного видения. Примерно у 20% новорожденных бывают кровоизлияния в сетчатку. При рождении имеется дальнозоркость на 1—3 д, но уже в первые дни после рождения появляется бли­зорукость в 4—7 д вследствие непроизвольного напряжения акко­модации, которое в подавляющем большинстве случаев вскоре прекращается.
Дальнозоркость нередко бывает у дошкольников и школьников благодаря более плоской форме хрусталика, более короткой его передне-задней оси, чем у взрослых. К 3 годам дальнозоркость встречается у детей в среднем у 82%, нормальное зрение у 15% и близорукость у 2,5%. У дошкольников и младших школьников количество детей с нормальным зрением возрастает и к 7—11 го­дам доходит примерно до 75%. Следовательно, в результате значительного увеличения преломляющей способности глаз резко уменьшается количество дальнозорких.
Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают го­раздо большей способностью аккомодации, чем взрослые. Аккомо­дация развивается постепенно.
С возрастом преломляющие свойства хрусталика вследствие постепенной потери его эластичности уменьшаются. Постепенно уменьшается также напряжение зрения, в результате снижения
сократительных свойств реснич­ных мышц, поэтому с возрастом удаляется ближайшая точка яс­ного видения или наименьшее расстояние предмета от глаза, на котором он еще отчетливо виден. Одновременно снижается и предел аккомодации — прирост преломляющей способности хру­сталика при принятии им максимально выпуклой формы.
Снижение объема аккомодации может происходить более по­степенно. А именно в 9—11 лет он может равняться 14 д, в 12—14—12,9; в 15—17— 12,3; в 18—20— 12; в 21—22— 11,5.
С возрастом улучшается зрение в глубину. Наиболее интен­сивно оно растет до 9 лет, к 16—17 годам становится таким же, как у взрослых. Стереоскопическое восприятие формируется посте­пенно и становится максимальным к 17—22 годам.
Развитие у детей свето- и цветоощущений. Палочки сетчатки функционируют с рождения, а полное функционирование колбочек обнаруживается только к концу 3-го года жизни ребенка. Хронаксия палочек с возрастом уменьшается.
К 12—13 годам она в 2 раза меньше, чем в 4 года, а к 16 го­дам— в 3 раза.
Ребенок ощущает свет с мо­мента рождения. Даже недоно­шенные 7-месячные дети на 2-й день после рождения отли­чают свет от темноты.
Чувствительность глаз к свету или ночное (периферическое) зре­ние с возрастом сначала увели­чивается, примерно до 25 лет, а затем уменьшается . Приблизительно также изменяется и чувствительность глаз к раз­дражению слабым электрическим током, но она снижается после 25 лет значительно медленнее, чем световая чувствительность, ко­торая падает более круто.

Изображение предмета на сетчатке получается действитель­ным, обратным и уменьшенным, но в результате повседневной тре­нировки зрительного анализатора в сочетании с двигательным и кожным (осязание) ребенок начинает видеть предметы в том положении, в котором они располо­жены в действительности. При этом зрительные ощущения сочетаются с осязанием и восприятием центростремительных импульсов из проприорецепторов мышц глаз — из ресничных мышц и мышц, двигаю­щих глазные яблоки, мышц шеи и головы, которая повернута к пред­мету, а также из мышц рук. Вос­приятие пространства и формы пред­метов в первое время после рожде­ния также отсутствует и развивает­ся после многократного сочетания зрительных ощущений с осязатель­ными и мышечно-суставными, т. е. благодаря образованию вре­менных нервных связей между зрительной зоной и зоной кожно­мышечной чувствительности. Дошкольники 3—6 лет легче отыс­кивают предмет посредством зрения после того, как его осязали, чем наоборот; для них обе задачи трудны. Только после 6—7 лет становится одинаково возможной передача информации из зри­тельного анализатора в осязательный, и наоборот. При возвраще­нии зрения слепым от рождения они не могут определять расстоя­ния только по зрительным ощущениям, так как у них не могло выработаться сочетание этих ощущений с осязательными и проприорецептивными.